Тертишник, Тертышник, Тертышников, Тыртышный

Відповісти

Це прізвище

Отримав при народженні
0
Немає голосів
Отримав через шлюб
0
Немає голосів
Знав, що воно є родинним
0
Немає голосів
Віднайшлось під час дослідження родоводу
0
Немає голосів
Досліджую
0
Немає голосів
Цікавлюсь
0
Немає голосів
 
Всього голосів: 0

Аватар користувача
Alex
Повідомлень: 1
З нами з: 02 листопада 2016, 10:03
Стать: Чоловік
Подякували: 3 рази

Тертишник, Тертышник, Тертышников, Тыртышный

Повідомлення Alex »

Тертышники - село в Носовском районе Черниговской области Украины (укр. Тертишники).
Прозвище «Тертышник» может быть увязано с польским словом «тертичник», обозначающим пильщика досок из бруса.

В России Тертышниковы после восстания Кондрата Булавина достаточно компактно жили в слободе, а ныне хуторе Хвощеватом Калачовского района Воронежской области. Туда они пришли при переселении черкас на новые земли Острогожского черкаского казачьего полка. Ранее эти Земли на левобережье Дона претендовало Войско Донское, а еще раньше это было Дикое поле.

Ответы на вопросы по адресу atert@mail.ru
Александр.
Аватар користувача
D_i_V_a
Повідомлень: 9525
З нами з: 01 березня 2016, 10:52
Стать: Жінка
Звідки: Київ
Дякував (ла): 6280 разів
Подякували: 3675 разів
Контактна інформація:

Re: Тертишник, Тертышник, Тертышников, Тыртышный

Повідомлення D_i_V_a »

Alex писав:Тертышники - село в Носовском районе Черниговской области Украины (укр. Тертишники).
Прозвище «Тертышник» может быть увязано с польским словом «тертичник», обозначающим пильщика досок из бруса...
По селу доречно створити тему у географічному покажчику під "літерою Т",там начеб-то такого ще немає... і викласть все, що знайдено на сьогодні...

А про польськість слова мене беруть сумніви тому що у тлумачному словнику української мови є аналог.
Написано, що діалєктне, але всім відомо, що діалектне - це застарілі форми, що в літературно-повсякденній мові вже вийшли з ужитку...
При чому слово може мати два наголоси, що також говорить про його "бурхливе" минуле
То читайте самі ;)
У вас недостатньо прав для перегляду приєднаних до цього повідомлення файлів.
Дідкі(о)вський, Тишкевич, Садовський, Лукашевич, Домарацький, Денбицький, Білінський, Стефанський, Дименський, Бе(а)рлинський,
Пустовіт, Павленко, Бургала, Борсук, Слабошевський
Онацький
г. Муром - Гостев, Зворыкин, Шелудяков, Пешков?
Аватар користувача
АннА
Супермодератор
Повідомлень: 8878
З нами з: 15 лютого 2016, 15:51
Стать: Жінка
Дякував (ла): 3563 рази
Подякували: 2154 рази

Re: Тертишник, Тертышник, Тертышников, Тыртышный

Повідомлення АннА »

Новорічні вітання від Олександра Тертишника

Сказка о Тертышниках
И что меня так тянет на Кавказ? Может нечто, генетически дремлющее?

Откуда отсчитывать генезис.
Сказка о Тертышниках.

Генезис - это возникновение, развитие, исчезновение. Короче цикл естественной эволюции. Всегда возникает вопрос - откуда, от какого момента отсчитывать генезис? Если в духовном плане принять, что в начале было слово, и слово было Богом, и Бог был этим словом, то переходя к материальному, к человеку, начальную точку отсчета для него можно принять за рождение. Потом он 25 лет изучает свой организм и привыкает к нему. Вторые 25 лет борется с ним, а последние 25 лет, если получится дожить, пытается бороться за разваливающийся организм. Цепляясь за жизнь.
По мере взросления у любого возникают мысли о том, зачем он в этом мире, что он должен совершить. В каком процессе мировой истории суждено или предопределено участвовать ценой своей жизни. Какую группу, народность, этнос приходится представлять. Откуда мы? Откуда появились эти группы людей, что их объединяло и вело по жизни? Каков их генезис и причины происходящих коллизий.
В поисках ответов на эти вопросы и преодолевая откровенное незнание родственников, в интернете по откликам генеалогов удалось обнаружить возможных далеких предков. Один из них Стефан Тарасович Тертышник 1723 года рождения - казак Меловской сотни Острогожского казачьего Черкаского полка! Он зафиксирован в списках слободских украинских казаков этого полка по переписи 1748 г. Здесь интересно еще то, что это была первая и полноценная перепись личного состава полка за почти 100 лет истории его существования. Полк был, якобы, образован в 1651-1652 годах. То есть, до этого, почти сто лет, никто не заморачивался учетом служивых. И так бы и продолжалось, если бы не попытки Москвы навести порядок в контроле и учете налогов.
Следует также отметить, что процедура переписи с использованием прозвищ-фамилий, либо по месту жительства, рода деятельности, или каких-то событий, начала активно внедряться в историю малороссов где-то за 100-150 лет до указанной переписи. Но тогда предки Острогожских казаков были еще на Украине. В России же прозвища-фамилии появились много позже. И время упоминания в переписи о Стефане Тарасовиче Тертышнике соответствует устойчивому внедрению прозвищ-фамилий в Московии для идентификации малороссиян. Только вот откуда они, черкасы, появились в Московии?
Упоминание о Тертышнике в московских документах является вполне адекватной точкой отсчета, от которой можно "мечтать" в диапазоне минус примерно 300 лет.
Почему именно 300 лет? - У мудрых китайцев это продолжительный этап развития государства, включающий 4 раза по 75 лет. А этот отрезок включает в себя три периода по 25 лет. За 25 лет человек успевает что-то реализовать, хотя в давние времена 50-тилетние были стариками. Смертность была большой. Третью четверть века мало кто доживал.
Кроме того, около 300 лет назад на Украине произошел перелом в историческом развитии и массовый исход черкасов-малороссиян на земли государства Российского. Тогда же на рубеже 17 века в административный обиход прочно вошли житейские прозвища, которые стали использовать для письменной идентификации черкас. Глубже копать иллюзорно и тенденционно. Да и нет письменных источников! А разбирать черепки, а это способ исторического исследования, когда письменных источников нет. Это другой масштаб.
Смысл прозвища Тертышник в лексике славянских говоров связан со словами "тертычный, тертычник, тертышный", которые обозначали принадлежность к обработке дерева. По современному - плотника, столяра, краснодеревщика и т.д. Кстати, в Носовском районе Черниговской области Украины есть село Тертышники (укр. Тертишники). Образовано в 1929 г. Название этого села наверняка связано с прозвищами-фамилиями жителей.
Работа по дереву - одно из первых ремесел, которым овладел человек. Мастера ремесленники при натуральном ведении хозяйства ценились и пользовались уважением! Поэтому прозвище быстро приживалось, даже если потомки не продолжали семейную профессию. Так, в Словаре древнерусских личных собственных имен (Тупиков Н.М.) приведены сведения о Карпе Тертичнике, нежинском казаке, по переписи гетманских казачьих полков 1654 г. (Ю.З.А.Х., 826). Владея ремеслом, Тертышники вряд ли приветствовали воинскую повинность, которая, однако, их увековечила в истории через переписные реестры служивых казаков. Но имя какое, Карп! И у меня прадед был Карпом!
Речь Посполитая активно претендовала на земли Малороссии. Польское слово "тертичник" обозначает пильщика досок из бруса.
В Словаре живого народного, письменного и актового языка русских южан Российской и Австро-венгерской империи (Ф. Пискунов, 1882 г. издания) тоже есть слово "тертишник", соответствующее пильщику досок из брусьев. Разница "Ч" и "Ш" не имеет значения. Писари записывали то, что слышали.
В современном толковом словаре украинского языка про корневую основу прозвища Тертышник указано, что это, либо опытный, бывалый, либо трущий. Что можно было тереть в средние века? Это должно быть связано с ремеслом, которое позволяло жить. Хотя надо учитывать, что авторы-составители словаря тоже люди и не стали проводить глубокие исторические исследования.
Развивая эту гипотезу, можно предположить, что в характере прародственников была заложена идеология ремесленника. А ремесло позволяет иначе и шире смотреть на окружающий мир. Важной составляющей этой идеологии была гордость за умения, которые не всем были доступны в условиях натурального хозяйства. При этом был ежедневный труд, например, на лесопилке или в мастерской, а не сезонный при гречкосействе или скотогонстве.
Для деревообработки рядом должны были быть леса и река. Лес позволял укрываться он набегов кочевников, которые с их любимыми степями были подальше. Селения обычно располагались вдоль рек. Ну а навыками земледелия владели почти все. Надо было выживать! Всего не купишь. В эволюции выживали сильнейшие.
Что за Черкаский полк, в котором был записан Стефан Тарасович Тертышник и в котором почти 100 лет не было полноценного учета личного состава? Кому-то было выгодно? Или это характеризовало отношение к инородцам?
Черкасами в делопроизводстве Московского государства ХVI-ХVIІ в.в. и до конца XVIII в. называли украинцев, в том числе эмигрировавших в Россию. Но чаще всего термин "черкасы" употреблялся для малороссийских казаков, выделяя их происхождение. Казачий Черкаский - это казачий полк малороссов!
Следующий вопрос - казак Меловской сотни...? Меловые горы в Воронежской области были на левом берегу Дона на границе Дикого поля. Левобережье рек, текущих на юг, обычно равнинное. А тут горы, которые по высоте соответствуют значительным холмам с белыми меловыми проплешинами. Эти белые холмы были и остались прекрасным природным ориентиром.
Меловые горы вошли в территорию, с которой собиралась Меловская сотня Острогожского казачьего Черкаского полка. Эту территорию полку удалось окончательно "отжать" от Войска Донского после подавления восстания Кондрата Булавина и заселить черкасами, пришедшими с Украины во второй половине 16 века на правобережье Дона в район Острогожска-Землянска. С Меловыми горами в Воронежской области были связаны все воспоминания моих родственников минимум с середины 18 века!
Земли Меловской и Калачеевской сотен слободского Острогожского казачьего Черкаского полка врезались в территорию Дикого поля и в земли Войска Донского. Это вызывало соответствующие территориальные претензии. При этом были постоянные набеги татар и бунты.
Земельные претензии были одной из причин востаний Степана Тимофеевича Разина и его брата Фрола, а потом Кондратия Булавина! Эти восстания не миновали моих прародственников из Острогожского казачьего Черкаского полка. Из исторического процесса не вырвешься. Востания оказали существенное влияние на развитие Воронежской губернии.
Проживание предков на приграничных территориях с вечной тревожностью и угрозой быть убитым или захваченным в плен татарами, наложило отпечаток на их мировоззрение. Хлебнув горя, они стремились подальше от центра и диктата, подальше от татар и лукавых ляхов, к спокойной жизни! Поэтому предки Стефана Тарасовича в середине 16 века ушли с Украины в Россию во времена ожесточенной гражданской войны Богдана Хмельницкого. Днепр тогда был условной границей. За земли правого берега претендовали крымские татары, турки, ляхи, литовцы. Шла борьба религий.
В Малороссии во время гражданской войны убивали "за просто так". Даже свои православные соседи. А семьи продавали в рабство крымским и ногайским татарам, которые совершали регулярные набеги за живым товаром. В том числе и на левобережье. Можно было жаловаться. Но это было равносильно уповать "на Бога". Поэтому миграция была естественным решением людей в стремлении к безопасности, поиску счастья, а также необходимостью выживания. До сих пор помню присказки моей бабушки Головко (Николенко) Лидии Тимофеевны о том, что ...придет злой татарин и утащит... Это пример атавизма генетической памяти пришедших в Воронежские степи малороссов-черкас.
По переписи 1763-1764 г.г. перед ликвидацией слободского Острогожского полка в 1765 г., путем преобразования его в Острогожский гусарский (потом в легкоконный) полк, оказалось, что мои потенциальные очеркашенные предки жили достаточно компактно и платили подушные налоги. Это значит, что они не сохранили казачьи вольности но оставались вольными государственными крестьянами. Они не ушли на земли Войска Донского. Земли было достаточно. Некоторым доказательством оседлости Тертышников может быть то, что в поверочной переписи черкас в Войске Донском 1764 г., обнаружилось только две близкие по фонетике фамилии:
- Тертишников Лукьян Герасимов, Гадецкого полка города Зенькова, сшел на Дон в 763 г.; в подушный оклад положен за казаком Михаилом Рудым, промышлял на Санбецкой косе в рыбной артели (стр. 86, 8 Выпуск "Переписи черкас...");
- Тертичкинов Харитон Марков сын от роду 18 лет, черкашин, родился в Белогородской губернии слободе Новых Водолалас (водолаз?), "...откуль в прошлом 762 г. сшел на Дон в Верхнеюю Михалевскую станицу к черкашину Корнею Чеботарю, у которого, тож и по разным казакам с найма имею жительство, а в минувшею черкасам перепись за оною станицею в подушный семигривенный оклад написан, и оные деньги за прошлом 763 г. заплатил я бездоимно..." (стр. 229, 8 Выпуск, лист 492 переписи).
Территория Гадецкого полка (город Гадяч), указанная в сообщении Лукьяна Герасимовича, была скудна в смысле природных ресурсов. Гадяч был подарен гетману Б.Хмельницкому в наследственное владение после Переяславской рады в качестве награды за присоединение Украины к России. Из-за последующей регулярной смены гетманов, гадячский полк стал центром социальной напряженности и источником большого количества переселенцев, которые хотели жить, искали покоя и плодородные земли.
Следует отметить, что черкасы, которые уходили на земли Войска Донского, были там тоже юридически свободными. Не все они участвовали в указанной переписи 1764 г. Об этом свидетельствовали донские казаки, у которых они нанимались работать. В переписных листах часто встречается фраза опрашиваемых донских казаков: "...а где еще, числившиеся у меня черкасы, не знаю...". Многие из них оставались жить среди донских казаков, к которым их потом в 18 веке причислили по царскому указу. Но донцы настороженно относились к пришлым черкасам.
По поводу переписи. - Безграмотность тогда была великой. По житейской мудрости люди боялись всего нового, как и непонятной переписи. Ее рассматривали как потенциальный "развод" на ежегодные выплаты налогов - "подушных денег". Казаки освобождались от этого налога. А с других требовали справку об оплате подушного налога. Эта справка котировалась как паспорт. Срок ее действия - полгода-год и обычно с заложниками - оставшимися в общине членами семьи ушедшего со справкой на заработки. Потом, когда подходило время оплаты очередного налога, надо было возвращаться, оплатить налог и получить справку. Или искать другие способы легализации.
Черкасы шли на земли Войска Донского, которые были относительно малолюдны. Поиск и освоение новых земель было естественной реакцией на государственную политику того времени и социальные напряженности.
Черкаский в названии Острогожского полка можно связать городом Черкассы, который был основан в ХI веке, если не раньше, на Днепре. В то время у князя Мстислава Черниговского и Тмутараканского была личная охрана из черкЕсов. А племени укров, о которых твердил Порошенко, не было. Может эти черкесы и объединили тех укров? Но эта гипотеза усиленно отвергается.
Откуда появились черкаские казаки, оказавшие значительное влияние на жизнь моих предков? Этот вопрос рассматривался в выпущенной в 1778 г. "Истории Казаков Малороссийских. История Малороссийская или повествование о Козаках вообще, отколь и из какого народа оные происхождение свое имеют и по каким случаям они ныне при своих местах обитают, как то Черкаские или Малороссийские и Запорожские, а от оных Донские, а от сих уже Яицкие, что ныне ура". И все там, вроде, было разложено по полочкам.
С донскими казаками более-менее понятно. На Дон потом бежали за свободой. По царским законам всем беглым на Дон до 1696 г. давалась вольная. Потом этот срок передвинули до 1710 г. Из пришедших на Дон до этого времени и сформировался основной костяк Войска Донского.
Классики истории не обошли казачество своим вниманием. Карамзин в "Истории государства Российского" отметил Касогов, обитавших между Каспийским и Чёрным морем и страну Казахию в тех же местах, где "...торки и берендеи, назывались Черкасами..." или козаками. Осетины и ныне именуют Черкесов Касахами.
В.Н. Татищев в "Истории Российской с самых древнейших времён" отметил, что "... курский баскак (губернатор) Ахмат вызвал часть черкесов с горы Бештау и Пятигорья...". Они были из кабардинских черкесов. Как и в наши времена, кавказцы тогда "...собрали в банды множество сброда, заселили слободы и промышляли воровством...". Народ застонал. В ответ на множество жалоб, ну и чтобы навести порядок, пришельцам, якобы, указали направление на Днепр. А, может, они сами туда сбежали, поняв, что "перегнули" и прощения не будет. И они ушли туда, и "...построили там град Черкасы...".
В русских летописях первые упоминания черкасов относятся к ХIV веку. Если копать глубже, то в истории Украины еще в 3-8 веках отмечены аланы. Опять кавказский след! Но те были очень кровожадные, чем держали власть. В ХIII-XIV веках отмечена массовая миграция черкасов в регион среднего Поднепровья (от устья Десны до острова Хортица - это конец Днепровских порогов), получивший в связи с этим наименование "Черкасии".
Переселение не изменило характер черкесов-черкасов. Надо было выживать. Прочувствовав "...польское беспутное правление, они превратили в казаков всю Малую Русь, избрали гетмана или отомана, все черкесами поименовались...". Анализ исторической чехарды со сменой гетманов приводит к выводу о том, что порядка в Украине не будет!
По Карамзину в XV в. "... между Азовским и Каспийским морем, сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своём представляющих смесь Европейских с Азиатскими чертами; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и наездников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои - говорим о славных Донских Козаках ... они считались Российскими беглецами; искали дикой вольности и добычи в опустевших Улусах Орды Батыевой, в местах ненаселённых, но плодоносных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в Северную Европу; утвердились в нынешней своей области; взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским, или Козачьим (ибо то и другое имя знаменовало одно); доставали себе жён, как вероятно, из земли Черкесской и могли сими браками сообщить детям нечто Азиатское в наружности...".
Черкеская "инъекция" инициировала Черкаский "вирус", оказавший существенное влияние на генотипы и психологию Поднепровья и южных регионов России, да и на всю Украину. Основа генотипа была обусловлена природными условиями горных районов, откуда пришли черкесы. Дефицит кислорода и гипоксия в горах активизируют доминирование правого полушария мозга, усиливают "поисковую" деятельность, агрессию, эпидемии, миграции, психозы, влияют на массовое поведение людей.
Во времена монголо-татарских и литовских нашествий многие черкесы со своей активной жизненной позицией никому не покорились и были выдавлены к Днепру, где жили как вольные люди. На островах, ограждённых скалами, непроходимым тростником и болотами. Их объединял дух независимости и братства. К ним бежали от угнетения многие россияне. Формирующийся казацкий этнос продолжал ассимилироваться и расти.
Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южном течении Днепра, строили в опустошённых татарами местах селения и крепости, защищали Литовские владения от крымских татар, чем снискали особое покровительство Сигизмунда I, "...давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем...".
Казаки своими набегами на турок и татар создавали проблемы польско-литовской политике. Чтобы использовать козацкие ресурсы и упорядочить "козацкий хаос"... в 1568 году Великий князь Литовский и король польский Сигизмунд II Август издал универсал с обращением ко всем казакам, которые "... из замков и городов украинных съехавши, на Низу проживают..." возвратиться обратно и поступить на военную службу за денежное жалованье. Организация этого воинства поручалась Снятинскому старосте, а по другим источникам коронному гетману Юрию Язловецкому. Под его руководством был сформирован отряд из 300 казаков. Их стали называть правительственными низовыми казаками. Их жалованье составляло 10 злотых в год и, кроме того, они получали сукно. В 1572 году они были выведены из под юрисдикции обычных судов, и Язловецкий назначил над ними " старшого и судью" шляхтича Ивана Бадовского. Это казацкое формирование просуществовало до 1576 года. Старшим (позднее гетманом) над реестровцами стал шляхтич Ян Бадовский, который подчинялся власти великого коронного гетмана.
В 1578 г. новый король Стефан Баторий (1533-1586) поручил Язловецкому провести реформу козацкого войска. На службу было взято 530 козаков. Начальником над ними был назначен черкасский и каневский староста ротмистр Михаил Вишневецкий, а его заместителем - шляхтич Иван Оришевский, который иногда называл себя гетманом. В состав руководства входил писарь мадьяр Янча Бергер, который вел реестр казаков и кассу, а также выполнял обязанности интенданта. Полк Оришевского участвовал с Баторием в московском походе, что отразилось впоследствии на много десятков лет в антимосковских настроениях казаков.
Отряд или полк Оришевского делился на десятки, во главе которых стояли атаманы. У полка было большое шелковое знамя с польским орлом. Скорее всего, полк был создан по типу венгерского пехотного полка.
У казаков реестра были определенные "вольности": неподсудность обычным судам, освобождение от всех налогов и сборов, а также наследование имущества умершего тому, кому он его подарит (завещает). Для базирования реестровцам пожаловали местечко Трахтемиров возле Переяславля, вместе со старым монастырем, госпиталем, а так же землей вдоль Днепра до Чигирина. Терехтемиров стал первой козацкой столицей и ставкой казачьего "старшого". Реестровым козакам были вручены клейдноты: хоругви, бунчук, герб, печать, пушка, трубы, литавры.
Баториева реформа козацкого войска ввела новые порядки, вывела козаков из-под власти старост, то есть сделала их привилегированным слоем общества. Поэтому козачество в течении всей истории вспоминало "давнi вольностi, права и привелегии козацкие", которые проходят через все козацкие летописи.
Состав первого, второго и третьего реестра 1583 г., в котором уже было 600 человек, быстро менялся, так как казна нерегулярно или совсем не выдавала денег. Поэтому козаки возвращались к своей обычной жизни и походам в чужие края за добычей.
Значение реестра было высоко оценено казаками. Входившие в реестр казаки обладали значительной социальной защищенностью, получали жалованье, могли не беспокоиться о жилье и пропитании, полностью отдавать себя службе. Во главе реестровых казаков стояли выдающиеся полководцы, казаки имели одинаковую форму, однотипное оружие. Королевская служба формировала в них чувство солидарности и общности интересов, войскового братства. Со временем все больше казаков стремились войти в реестр.
В 1590 г. реестровыми козаками занялся сейм Речи Посполитой. Реестр увеличили до 1000 человек. Было установлено, что вся старшина должна была быть из шляхетских родов, а реестровцы должны были присягнуть на то, что без разрешения гетмана они не будут ходить против соседних государств.
Вскоре после восстания козаков под предводительством гетмана Криштофа Косинского (родом с Подляшья) и Северина Наливайко (с Тернопольщины), сейм в 1596 г. ликвидировал реестровое войско "врагов родины". Но не козацкий дух.
Идея реестрового войска никуда не исчезла. Реестр рассматривался как клин для разобщения украинцев и укрепления власти. Поэтому в 1616 г. началась ревизия небольшой територии (Богуслав, Канев, Корсунь,Стеблов, Переяслав, Чигирин, черкаси и др.), где по подсчетам было около 7.5 тысяч козацких хат. Возник естественный вопрос, как из них сформировать реестр в тысячу козаков. Запись в реестр - это не только зарплата, но и статус, и льготы! Через почти полтораста лет выписки из реестров использовались для подтверждения дворянства! А дворяне освобождались от налогов и могли владеть!
Новый набор в реестр начался в 1619 г. при гетмане Сагайдачном. В 1617 в Ольшанке козацкая делегация и польские комиссары подписали договор о реестре в 1590 козаков, но их количество при пределенных обстоятельствах могло быть больше. Такие обстоятельства скоро настали - в походе Сагайдачного на Москву участвовало 20000 козаков, а в битве под Хотином 40000.
После затяжной войны козаков с армией Конецпольского и осложнением отношений между Речью Посполитюй и Швецией, новый гетман Михайло Дорошенко подписал Куруковский договор, и реестр вырос до 6000 с "зарплатой" 60000 злотых ежегодно, а в начале 30-х годов до 8000. Во времена этого гетмана, козаки были поделены на 6 полков - Чигиринский, Черкасский, Каневский, Корсунский, Белоцерковский и Переяславский, где полковники и старшины были наделены административной и судебной властью над козаками. Зарплату выдавали на день святого Ильи в Киеве.
Испугавшись востаний Павлюка, Острянина, Гуни, разрушенной казаками новопостроенной крепости Кодак на Днепре, в начале 1638 г. сейм сократил реестр до 6000 и записал в него много поляков. За грехи запорожцев расплатились реестровые казаки, большая часть которых участия в этих восстаниях не принимала вовсе. Поздней осенью 1638 года им было приказано прибыть на Маслов Став (Брод), где у реестровиков ежегодно собиралась рада, в том числе для выборов гетмана и старшины. Там им было объявлено о том, что все "привилегии и свободы", дарованные польским правительством ликвидируются. Казаки передали польским комиссарам все клейноды: хоругви и бунчуки, гетманскую булаву и перначи полковников, а также артиллерию. Кроме сокращения реестра, во главе войска был назначен комиссар Петр Комаровский. Казакам запретили выбирать полковников и другую старшину, руководить ими с этого времени стали польские офицеры. Особо было оговорено, что в реестр могут быть включены только те, кто не принимали участие в восстаниях. Рядом с самой Сечью, на острове Малая Хортица, где когда-то возвел свои первые фортификационные сооружения Байда Вишневецкий, был расквартирован сильный польский гарнизон. Затем все казацкое оружие вместе с войсковыми клейнодами было сложено к ногам польских комиссаров, а казаков заставили вновь присягнуть на верность Речи Посполитой. ...Смертный приговор казачеству угрюмо опустив голову слушал в глубоком молчании и бывший войсковой писарь, пониженный в должности до чигиринского сотника, Зиновий Богдан Хмельницкий...
В 1649 г. на второй год восстания Хмеля, король Ян Казимир согласился на 40 тысячный реестр. После битвы под Берестечком и Белоцерковского мира реестр уполовинили. Записывали в реестр в первую очередь самых заслуженных козаков. Из-за реестровых ограничений вспыхивали бунты.
В 1654 г. Московские власти обещали увеличить реестр до 60000, но никогда больше козаки не получали зарплату за свою службу.
Реестр 1581 г. хранится в архиве древних актов Варшавы "Скарбе коронном". Он представляет собой пожелтевшие листы, на которых латинскими буквами записаны преимущественно имена и фамилии 532 козаков и старшин первого реестрового козацкого полка, которым 30 марта 1581 г. выдали зарплату за участие в Ливонской войне против Москвы. Фамилии преимущественно указывали на то, откуда были козаки.
Этот полк в дальнейшем принимал участие в походах на Крым, Молдавию, Австрию. Один из очевидцев (прусский посол Вайнберг), наблюдавший за походом козаков, отмечал, что "...это не молодые, храбрые люди, на хороших конях, каждый с длинным ружьем, наподобие шотландских, имеют с собою 10 полевых пушек, всем сердцем хотят битвы" ... " "
Среди реестровых козаков по реестру 1581 г. Тертышников не обнаружено! Видимо в это время они были при своем ремесле и гречкосействе.
В XVI−XVIII веках Москва была заинтересована в укреплении своих южных рубежей и поощряла заселение черкасами южных окраин (современные Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская и другие области).
В период борьбы Богдана Хмельницкого (Хмеля) за независимость Украины при правлении короля Яна II Казимира многие русины и черкасы побежали в Россию от гнета ляхов. Эмиграция черкас началась задолго до фактически гражданской войны между право- и левобережьем Днепра, когда зверствовали не только ляхи, ногайцы, крымские татары в своих регулярных рейдах-набегах в поисках живого товара. На земли Малороссии активно претендовала Турция. В гражданской войне родственники становились заложниками и продавались татарам и в Туретчину ради наживы. Такова неизменная сущность человека - нахапать, предать ближнего, а потом через много лет опомниться и построить часовенку, замаливая грехи. Жить хотелось всем. Поэтому черкасы уходили с территорий государственной нестабильности.
Черкаскими переселенцами в 1648 г. вблизи Воронежа были образованы первые черкаские поселения: слобода Черкасская Гвоздёвка и слобода Ендовицы. После этого в течение 5 лет образовались города−крепости Землянск, Оскол и сотенные местечки Талица, Олым, Чернава, Короча, Быстрица, Девица, Стрелица, Ольшаны, Ливны, Усерд, Урыв, Полатов. Черкасы оседали на правом берегу Дона. Туда их направляли московские воеводы приграничных городков.
Переселение черкас на юго-западные территории Царства Русского на границу с Диким полем особенно активизировалось после Берестецкой битвы 1651 г., по итогам которой и польско-русскому договору западная часть Украины была закреплена снова за Речью Посполитой. Чтобы сохранить людские ресурсы гетман Б. Хмельницкий издал универсал, разрешающий населению Украины переселятся на земли Московского государства. Фрагмент Берестецкой битвы изображен на триумфальной панели гробницы короля Яна II Казимира в соборе Сен-Жермен в Париже. Упокоиться в Польше ему не удалось.
Хмельницкий лавировал в борьбе за независимость. Он искал поддержки у татар и одновременно активно просился "под крыло" Алексея Михайловича (Тишайшего). Но тот умел ждать. Он выслушивал послов Хмельницкого и мотивировал татар на набеги в Малороссию. Было страшно заполучить "Троянского коня" - Малороссию. Это традиционное поведение в борьбе за власть и государство. Было недоверие! Слишком лукавая в те времена была политика.
Через несколько лет после Берестецкой битвы удалось выправить ситуацию с казацкими завоеваниями независимости, собрать Переяславскую Раду и закрепить присоединение Украины к России. Вскоре после этого важного исторического события Хмельницкий умер. Его жизнь была полна событиями. Он пережил смерть своего старшего сына Тимофея, убитого в сражении. Ему он хотел передать гетманскую булаву, но передать перед кончиной пришлось младшему сыну - Юрию. Окружение согласилось на это, надеясь, что Хмельницкий еще поживет и поможет ему состояться. Но этого не получилось.
После смерти Хмельницкого гетманская власть перешла в руки пропольски настроенного гетмана Ивана Выговского, бывшего войскового писаря, которого в свое время выкупили из татарского плена. Он захватил власть вместо несовершеннолетнего Юрия Хмельницкого. После этого начался официальный период гражданских войн ("Руина", 1657-1658) между сторонниками московского (православного) и польского (католического) курса. А Юрия Хмельницкого потом еще трижды будут выбирать Гетманом. Но стабильности у него не получится. Он успеет сходить в монахи, чтобы не убили при смещении с поста Гетмана, что было традицией, и вернуться из монахов, принять мусульманство, а потом вернуться в православие, позверствовать, сдирая кожу с живых и т.п.
Иван Евстафьевич Выговский, будучи войсковым писарем, что было равносильно министру иностранных дел, активно сотрудничал и с Польшей, и с Московией, и был двойным "агентом влияния". Он не сумел использовать свой незаурядный ум, хитрость и смелость, полководческий талант во благо и вверг народ Малороссии в братоубийственную войну. Его гетманская карьера закончилась бесславно. За преданность интересам Польши король приблизил Выговского и пожаловал звание сенатора польской Короны и воеводы киевского. Позднее, после отречения Юрия Хмельницкого от гетманства, когда были избраны одновременно два гетмана - Тетеря и Брюховецкий, на Выговского пало подозрение, что он возбуждает казаков, чтобы его выбрали гетманом. По требованию самозваного гетмана правобережной Украины Павла Тетери, с которым король не хотел портить отношения, Выговский был предан военно-полевому суду и по его приговору расстрелян 16 марта 1664 года под Ольховцем. Но это было позже.
В результате восстания, поднятого Б.Хмельницким, народ почувствовал, что такое свобода. Попытки подавить восстание привели к нескольким битвам и к пониманию, что обратного пути в холопы не будет, так как это путь тоже к уничтожению. При этом численность реестровых казаков была ограничена. А именно реестровым казакам гарантировались вольности. Остальным же предлагалось идти в батраки польско-литовским хозяевам, либо к своим же реестровым казакам. И это после того, как многие из них вместе с реестровыми казаками проливали кровь за свободу и вольности. Эта несправедливость, а также голод, так как воевать оказалось выгоднее, чем заниматься гречкосейством, военные потери, сложные политические виражи Хмельницкого, не забывавшего свое благосостояние, привели к смене жизненных приоритетов населения Украины. Черкасы-малороссы стало активно уходить на более спокойные российские территории, особенно с левобережья Днепра, спасаясь от польского геноцида (какое там славянское братство), ушли в Россию, которая их приняла и ассимилировала. Потеряв в очередной раз Родину, пришлось "растопыривать локти" и думать, как и всем гонимым, как не сделать очередных ошибок и глупостей.
Любой власти претит идея дикой вольности, свободы, авантюризма, неподчинения. Эти идеи на южные рубежи Московии несли черкасы, хлебнувшие понимание вольности. Все мои родственники весьма анархические и свободолюбивые натуры, не терпящие диктата. Это корни!
Но из исторического процесса не вырваться. В последующем, многие потомки черкасов воевали за Кавказ и осели в местах, откуда пришли их прапредки. Все это похоже на виток развития субэтноса в рамках генезиса Российской империи, описанного Львом Николаевичем Гумилевым.
Л.Н. Гумилев в своей трактовке истории до 11-13 веков в книге "Древняя Русь и Великая степь" отметил про корни казаков: "...Итак, пути хазар и иудеев разошлись навсегда. Потомки древних хазар в долине Дона приняли наименование "бродники". Потомки бродников впоследствии сменили этноним: они стали называться казаками. Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое еще в IX в., позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субэтносов...".
Что за "... тесные связи с Черниговским княжеством..."? Еще одна загадка. Можно предполагать, что влияние на черкесов и касогов до их прихода на Русь могло быть связано с хазарами и крымскими караимами с их иудаизмом. Повспоминать свои детские сны-иллюзии о каких-то горных народах. У детей же могут проявляться генетические воспоминания? В ламы выбирают же по принципу реинкарнации, которая должна отразиться в детских представлениях об окружающем мире.
Что там было в далеком прошлом? Русские письменные источники доступны только с периода, начинающегося десятым столетием. Зарубежные документальные свидетельства лишь с шестого столетия нашей эры и неполны.
В книге Л.Н. Гумилева "Этносфера: История людей и История природы" (М.: Экопрос, 1993. 544 с. (366 с.)) указано, что "...хазары стали известны византийским и персидским авторам в IV в., а армянским - в III в., но ни меридиональный толчок II в. (от Скандзы до Палестины), ни широтный толчок IV в. (от Аравии до Северного Китая) не должны были их задеть. Каким же образом объяснить особенности их этногенеза в течение тысячи лет и образование многочисленных реликтов: гребенских и нижнедонских казаков, астраханских татар и караимов Крыма? Хазары вели себя как "полноценный" этнос, прошедший все фазы развития, но за счет чего?
В русских летописях есть сопоставление хазар со скифами, под которыми некий Георгий Амартол подразумевал древнее, досарматское население южной части Восточной Европы. Хазары спокойно жили в густых прибрежных зарослях, недоступных для кочевников, с которыми они всегда были врагами. При этом степные водораздельные пространства последовательно захватывались сарматами (III в. до н. э.), гуннами (IV в. н. э.), болгарами (V в.), аварами (VI в.), мадьярами и печенегами.
Благодаря благоприятным природным условиям хазары - потомки древнего европеоидного населения Западной Евразии - жили как этнос-персистент до конца VI в., когда ситуация изменилась крайне резко и неожиданно.
Самая важная роль в хазарском этногенезе выпала на долю новорожденного этноса древних тюрок - тюркютов, как принято их называть, чтобы избежать терминологической путаницы - смешения этого этноса с прочими тюркоязычными племенами. Возникли тюркюты так, в 439 г. небольшой отряд князя Ашина бежал из Северо-Западного Китая от победоносных и безжалостных табгачей. Состав этого отряда был пестрым, но преобладавшим этносом были сяньбийцы, т. е. древние монголы. Поселившись на склонах Алтая и Хангая и смешавшись с аборигенами, тюркюты сделали своей узкой специальностью плавку железа и выделывание оружия. В 552 г. их первый хан - Тумын - одержал победу над жужанями, господствовавшими в Степи в IV-V вв. Так был создан Великий тюркютский каганат.
Младший брат Тумына, хан Истеми, был поставлен во главе войска, имевшего задачей подчинение западных степей. Истеми дошел до Дона и берегов Черного моря. Некоторые племена бежали от него, другие подчинились силе оружия, а третьи сочли за благо помочь завоевателю, дабы разделить с ним плоды победы. В числе последних оказались хазары и болгарское племя утургуров, жившее между Кубанью и Доном. Когда же в начале VII в. Великий каганат распался, то хазары и утургуры оказались в составе Западного каганата. Те и другие искренне помогали своим новым правителям в войнах против Византии и Ирана. Однако в Западно-Тюркютском каганате два племенных союза образовали две партии, боровшиеся за власть над бессильным ханом. Утургуры примкнули к одной, а хазары, естественно, к другой партии, а после ее поражения приняли убежавшего царевича себе в ханы (650 г.).
Через 8 лет Западно-Тюркютский каганат был захвачен войсками империи Тан, что пошло на пользу хазарам, принявшим сторону ранее побежденного царевича, и во вред болгарам-утургурам, лишившимся поддержки верховного хана (658 г.). Вследствие этого хазары около 670 г. разгромили болгар, и те разбежались - на Каму, на Дунай, в Венгрию, а кто-то даже в Италию.
Эта ситуация укрылась от поверхностных взоров арабских путешественников тем более легко, что дети от смешанных еврейско-хазарских браков и даже сами евреи в X в. стали называть себя хазарами. Потому-то арабские географы различали "черных" и "белых" хазар как два разных этноса, живущих совместно в одном государстве (см. выше). Поэтому-то и нужно ввести два термина: "иудео-хазары" и "тюрко-хазары"
В XI в. потомки тюрко-хазар (аборигенов) отказались от своего этнического имени и стали называть себя сначала по-славянски бродниками, а потом по-тюркски казаками. Тогда этноним "хазар" сохранился за потомками евреев, но лишь до конца XI в., когда этнос исчез с исторической сцены.
Поскольку восточные степи оказались весьма негостеприимными, хазары устремились на северо-запад и начиная со второй половины IX в. заселили террасы Нижнего Дона, куда принесли с собой культуру терского винограда. Четыре надпойменные террасы Дона плавно переходят в водораздельные степи, но уже на второй террасе проявляются черты азональности - колки леса, заросли ивняка и т.п., что обусловило образ жизни алан, хазар и казаков...
...Разумеется, этой ветви хазар сравнительно с другими повезло. В 860 г. они приняли православие от святого Кирилла и, благодаря этому, вошли в состав христианской общины, вследствие чего установили дружбу с крымскими готами, греками и аланами. А прочие продолжали нести тяготы налогов, снизить которые хазарское правительство не могло, даже если бы оно этого хотело...".
По другим данным Святой Кирилл (философ Константин) в 843 г. совершил путешествие в Хазарию и окрестил некоторое количество хазар, которые, якобы, положили начало донским казакам. И только в 846 г. патриарх Фотий отправил на Русь миссионеров, которые основали в Киеве первую православную общину. Православие начало становиться государственной религией.
Гетманщина и связанные с ней унижения наложили отпечаток на всех черкасов. На их оценку свободы. Однако история моих прапредков останется загадкой до введения оседлости на землях, которые они занимали, когда пришлось определяться с социальным статусом и зафиксироваться в документах. При этом, "сидение на обрабатываемой земле" и отсутствие на нее документов автоматически определяло крестьянский статус и выбор между гречкосейством и скотогонством. А с имущественным правом на надел земли - службу и статус казака.
Можно предположить, что в этот переломный момент можно было "подсуетиться" и выйти из крестьянского сословия, например, бросив все нажитое и относительно налаженную жизнь, осуществив перекочевку на земли, за которые Московия вела борьбу. Или попытаться войти в состав вооруженных казацких формирований, если найдутся поручители. Но как понять, что это и есть переломный исторический момент? Потом, а где будет "сидеть" семья? На чьих землях? Примут ли тебя в казачью общину? Станешь ли ты там "своим"? Поэтому, большинство черкаских переселенцев, не имевших промысла и ремесла, привыкших к жизни в степях, в Белых или Диких, спокойно приняли традиционную оседлость и социальный статус крестьянства. Среди них были и мои Тертышники, которые были записаны государственными крестьянами, так как жили на государственных землях и должны были платить налоги за это.
Ази генеалогії ПОЧАТОК. Із повагою, Ганна
Аватар користувача
Вернер
Повідомлень: 3185
З нами з: 22 квітня 2016, 12:19
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 108 разів
Подякували: 665 разів

Re: Тертишник, Тертышник, Тертышников, Тыртышный

Повідомлення Вернер »

Голос Дніпра (Херсон) №143 від 13.10.1942, сторінка 2
Вважати недійсним загублений паспорт, реєстраційну картку, довідку про хворобу Тертишник М. А.
Час плине
Аватар користувача
Вернер
Повідомлень: 3185
З нами з: 22 квітня 2016, 12:19
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 108 разів
Подякували: 665 разів

Re: Тертишник, Тертышник, Тертышников, Тыртышный

Повідомлення Вернер »

Дзвін (Кривий Ріг) №22 від 21.11.1941, сторінка 4
Перукарня ч. І, Вагіна, по вул.
Поштовій ч. 13 ПРОВАДИТЬ ВСІ
ЖІНОЧІ РОБОТИ
по перманенту, фарбуванню во лосся, брів, манікюр.

Ці роботи виконує кваліфікований майстер Н. Є. ТЕРТИШНИК.
Час плине
Відповісти

Повернутись до “Т”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 28 гостей