Промисловість - ХХ ст. / Промышленность - ХХ в.

Відповісти
Аватар користувача
kbg_dnepr
Повідомлень: 7459
З нами з: 14 січня 2021, 15:44
Стать: Жінка
Звідки: Дніпро
Дякував (ла): 5284 рази
Подякували: 945 разів

Промисловість - ХХ ст. / Промышленность - ХХ в.

Повідомлення kbg_dnepr »

Вклад Украины в космонавтику: разработки опередили Маска на 30 лет
Андрей Жалко-Титаренко

В СССР было 3 крупных ракетных центра:
Янгель это КБЮ и ЮМЗ (Днепропетровск), Королев – НПО Энергия (Подмосковье), а Челомей – НПО им. Хруничева (Урал). У нас в Днепре создавалось то, что называлось ракетно-ядерный щит Родины, а у Королева и Челомея делали все остальное. Было еще две фирмы – МИТ (Надирадзе), в Москве, и в Миассе, на Южном Урале, фирма Макеева. МИТ тесно сотрудничал с КБЮ по твердотопливным ракетам, и использовал многие украинские технологии. Макеев занимался ракетами для атомных подводных лодок, и тоже сотрудничал с КБЮ. Кстати, последняя советская ракета для АПЛ использовала южмашевские ступени. Именно поэтому после распада СССР Россия была вынуждена законсервировать гигантские подводные крейсера проекта “Тайфун”, т. к. поставки ступеней прекратились, и не по украинской вине. Советская космическая программа всегда была очень утилитарной, с фокусом на обороне, и то, что в Москве сделать было невозможно или очень дорого, поручали Днепру. По состоянию на конец 1980-х СССР, усилиями КБЮ и ЮМЗ прежде всего, опережал США в стратегических ракетных вооружениях. СССР развернул железнодорожные и мобильные межконтинентальные ракетные компленксы "Молодец" и "Тополь", и заканчивал работу над "Универсалом", а США так и не сделали "Миджитмен". Это и позволило в итоге получить вполне сносные условия прекращения гонки вооружений и прекращения Холодной Войны, когда СССР уже распадался.
Все пять ракетных фирм соревновались за госконтракты, но и привлекались к работам друг друга при необходимости. Соответственно, предприятия Украины участвовали и в пилотируемой космической программе СССР, а потом и РФ. В частности, харьковский Хартрон (Электроприбор) разрабатывал систему управления сверхтяжелой ракеты "Энергия", и челнока "Буран", при чем "Буран" остается единственным пилотируемым кораблем в истории, который выполнил орбитальный полет в полностью автоматическом режиме, включая и возвращение и посадку. Хартрон же разрабатывал архитектуру системы управления Международной Космической Станции (МКС), и разработал и изготовил систему управления базового модуля "Заря" (ФГБ) МКС. Система до сих пор работает как часы. Aн-225 "Мрія", кстати, создавался для транспортировки пилотируемого челнока на Байконур. Весь мир уже выучил украинское слово "Мрія".
Киевский Радиозавод много лет выпускал систему "Курс", которая обеспечивала стыковку в космосе, и работала точно и качественно на МКС, станции "Мир", и кораблях "Прогресс". Харьковский же Коммунар выпускал системы управления для российских "Союзов" и "Протонов", и для нашего "Зенита". "Союз" возит космонавтов на орбиту уже пол столетия, а "Протон" был основной рабочей лошадкой при строительстве станций "Мир" и МКС.
КБЮ и ЮМЗ, конечно же, тоже не остались в стороне. На хорошо известных фото ракеты "Энергия" с "Бураном" видны 4 боковых ускорителя. Это изделия Южмаша, на основе которых (как первой ступени) была создана ракета "Зенит-2", примерно вдвое более мощная, чем "Союз". Планировалось всю пилотируемую космонавтику перевести на "Зенит", но "Союзу" повезло — развалился СССР. Кстати, на тех же картинках видно гофрированную секцию в верхней части ускорителей. Это парашютная секция. Ступени проектировались как возвращаемые, за 30 лет до Фалькона-9 Илона Маска, когда Маск еще ходил в школу в Южной Африке. Ранее КБЮ так же отвечало и за лунный посадочный модуль в советской лунной программе. Модуль разработали, изготовили и протестировали. Наверное, его и сейчас можно посмотреть в Днепре, если, конечно, его еще не продали.
Но это не все. Космос был некоммерческим до конца Холодной Войны. В начале 1990х открылись новые возможности, и пионером в коммерциализации космоса был наш украинец и мой близкий друг и бизнес-партнер винничанин Илья Осадчук. Именно он первый разместил рекламы на борту ракет космонавтов, а в те голодные годы это было большим подспорьем. Многие, наверное, помнят, телемосты со станцией "Мир", и первого космического туриста Денниса Тито. Это тоже работа Ильи. Уже потом был "Глобалстар", "Морской Старт", "Антарес" и другие проекты. Украина до сих пор остается единственной первоклассной космической державой, чья космическая промышленность фактически работает не за счет государственной поддержки, а за счет уникальных технологий и коммерческих контрактов. И не нужно нам рассказывать о новом мышлении. Украинский космос мыслит по-новому уже лет 30.
Ну и не забудем о том, что "космические корабли" "Академик Королев" и "Юрий Гагарин", обеспечивавшие полеты космонавтов, базировались в Одессе, а связь обеспечивал Евпаторийский центр дальней космической связи. Уникальное тяжелое оборудование для космодромов, установщики, гидравлику, и т. д. для Байконура (да и Плесецка), без которого ни один полет космонавтов был невозможен - это тоже Украина, Ново-Краматорский Машзавод, и Азовмаш. И как все помнят, на старт космонавты ехали на львовском автобусе.
Это очень краткий очерк, я наверняка что-то забыл, и что-то просто не знаю. Буду благодарен за дополнения и поправки.
https://soc.obozrevatel.com/vklad-ukrai ... 1480069872
Катерина
Глушак (Брянськ.) Ковальов Федосенко mt H5a (Могилевськ.)
Оглотков I2a2b (Горбат. п. НГГ) Алькін Душин Жарков Кульдішов mt U5a1 Баландін (Симб. губ.)
Клишкін R1a1a Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухів)
Кириченко Бондаренко Білоус Страшний mt T2a1 (Новомоск. Дніпроп.)
#генеалогия #генеалогія #пошукпредків #поискпредков #ahnenforschung #ukrainianancestry #родовід #родословная
Відповісти

Повернутись до “Різні професії”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 16 гостей