Все пять ракетных фирм соревновались за госконтракты, но и привлекались к работам друг друга при необходимости. Соответственно, предприятия Украины участвовали и в пилотируемой космической программе СССР, а потом и РФ. В частности, харьковский Хартрон (Электроприбор) разрабатывал систему управления сверхтяжелой ракеты "Энергия", и челнока "Буран", при чем "Буран" остается единственным пилотируемым кораблем в истории, который выполнил орбитальный полет в полностью автоматическом режиме, включая и возвращение и посадку. Хартрон же разрабатывал архитектуру системы управления Международной Космической Станции (МКС), и разработал и изготовил систему управления базового модуля "Заря" (ФГБ) МКС. Система до сих пор работает как часы. Aн-225 "Мрія", кстати, создавался для транспортировки пилотируемого челнока на Байконур. Весь мир уже выучил украинское слово "Мрія".
Киевский Радиозавод много лет выпускал систему "Курс", которая обеспечивала стыковку в космосе, и работала точно и качественно на МКС, станции "Мир", и кораблях "Прогресс". Харьковский же Коммунар выпускал системы управления для российских "Союзов" и "Протонов", и для нашего "Зенита". "Союз" возит космонавтов на орбиту уже пол столетия, а "Протон" был основной рабочей лошадкой при строительстве станций "Мир" и МКС.
КБЮ и ЮМЗ, конечно же, тоже не остались в стороне. На хорошо известных фото ракеты "Энергия" с "Бураном" видны 4 боковых ускорителя. Это изделия Южмаша, на основе которых (как первой ступени) была создана ракета "Зенит-2", примерно вдвое более мощная, чем "Союз". Планировалось всю пилотируемую космонавтику перевести на "Зенит", но "Союзу" повезло — развалился СССР. Кстати, на тех же картинках видно гофрированную секцию в верхней части ускорителей. Это парашютная секция. Ступени проектировались как возвращаемые, за 30 лет до Фалькона-9 Илона Маска, когда Маск еще ходил в школу в Южной Африке. Ранее КБЮ так же отвечало и за лунный посадочный модуль в советской лунной программе. Модуль разработали, изготовили и протестировали. Наверное, его и сейчас можно посмотреть в Днепре, если, конечно, его еще не продали.
Но это не все. Космос был некоммерческим до конца Холодной Войны. В начале 1990х открылись новые возможности, и пионером в коммерциализации космоса был наш украинец и мой близкий друг и бизнес-партнер винничанин Илья Осадчук. Именно он первый разместил рекламы на борту ракет космонавтов, а в те голодные годы это было большим подспорьем. Многие, наверное, помнят, телемосты со станцией "Мир", и первого космического туриста Денниса Тито. Это тоже работа Ильи. Уже потом был "Глобалстар", "Морской Старт", "Антарес" и другие проекты. Украина до сих пор остается единственной первоклассной космической державой, чья космическая промышленность фактически работает не за счет государственной поддержки, а за счет уникальных технологий и коммерческих контрактов. И не нужно нам рассказывать о новом мышлении. Украинский космос мыслит по-новому уже лет 30.
Ну и не забудем о том, что "космические корабли" "Академик Королев" и "Юрий Гагарин", обеспечивавшие полеты космонавтов, базировались в Одессе, а связь обеспечивал Евпаторийский центр дальней космической связи. Уникальное тяжелое оборудование для космодромов, установщики, гидравлику, и т. д. для Байконура (да и Плесецка), без которого ни один полет космонавтов был невозможен - это тоже Украина, Ново-Краматорский Машзавод, и Азовмаш. И как все помнят, на старт космонавты ехали на львовском автобусе.