Література, джерела про однодвірців

Суспільна верства XVII-XIX ст.
Відповісти
Аватар користувача
Tiutunnyk
Повідомлень: 50
З нами з: 18 червня 2018, 20:09
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 22 рази

Література, джерела про однодвірців

Повідомлення Tiutunnyk »

Однодворцы в московском пограничье

Материал предоставлен автором Н.М. Черновым, для публикации на http://www.turgenev.org.ru

Кроме как у Тургенева, об однодворцах в художественной литературе что-нибудь существенного не найдешь. Разве что у стародавних авторов, давно забытых. Да в узко специальных исторических трудах 1). Мудрый, знающий себе цену тургеневский однодворец Лука Петрович Овсяников, из "Записок охотника", истинно народный тип, какого ни одному художнику не придумать. Его надо было увидеть и даже понаблюдать. И не одного, а целый слой россиян, живших в московском пограничье. Никто из знатоков Тургенева и поныне не сомневается, что у Лутовиновых были такие соседи. На окраине Спасского-Лутовинова ещё цела, нежилая теперь, деревня Голоплеки. Там издавна обитали, да и теперь ещё встречаются Овсянниковы, из прежних однодворцев. Некогда - хлебопашцы, извозчики, содержатели постоялых дворов, мелкие чиновники. Недавно об этом поселении издана хорошая книжка Л.Н.Ивановой "Деревня, которой нет" 2).

Зажиточные однодворцы иногда нанимали себе работников и жили с ними "одним двором". Иные небезуспешно домогались через службу дворянского звания. В былые времена они именовались по-разному: "дети боярские", государственные, "четвертные" крестьяне. Этот слой формировался в течение почти трёхсот лет. Коренными жителями края считались служилые люди, помещенные в опустевшем пограничье в XV-XVII веках для охраны пу-тей, ведущих с юга к Москве. Это - казаки, стрельцы, пушкари, засечные сто-рожа и другие, кто послан, перемещен из тульских, ка-лужских, рязанских и прочих уездов. "Дети боярские" считались привилегированным разрядом воинов. Их верстали, как тогда говорилось, "по отечеству", "испомещали на земле", то есть давали надел, который сохранялся за ними в нескольких поколениях, но иногда - лишь до окончания службы.
Отсюда и название - помещики, которое позднее осталось только за дворянами-вотчинниками. Многие из нынешних ор-ловцев и туляков ведут свой род от этих вооруженных "пограничников", о чем свидетельствуют их быт, язык, прозвания, образ жизни. В тот лихой период они имели возможность, и даже бы-ли вынуждены, "селить за свой двор" безземельных пришлых людей, бобылей и разного рода "бездомовников", чтобы обрабаты-вать землю. Но "укрепить" за хозяином их не дозволялось, хотя бы тот в конечном итоге и получал юридическое право владеть крепостными душами, как это случилось с тургеневс-ким однодворцем Овсяниковым. История каждого населенного пункта в ряде уездов края начинается с выяснения: однодворческая или барская деревня. Прав-ду сказать, однородных селений почти не было. Зачастую в них жили вместе и однодворцы и владельческие крестьяне. Из бумаг времен Екатерины II можно извлечь, например, почти весь набор бытующих ныне родовых прозваний: Стрельниковы, Теряевы, Уваровы, Рыбины, Бухтияровы, Псаревы, Клевцовы, Агеевы. Список можно продолжить.

Всего в Орловской гу-бернии в 1830-х годах проживало около 150 тысяч однодворцев. Раз-личие между ними и владельческими крестьянами было не только пра-вовое и имущественное. Каждая из этих групп имела бытовые, хозяйственные, этнографические и даже диалектно-языковые раз-личия. В результате реформ Петра I отпала надобность содержать во-енно-земледельческий слой крестьян в центральной России. Часть служилых людей вошла в состав дворянства. Но большинство по бед-ности и измельчанию наделов, либо по нежеланию нести службу (что было обязательно для дворян)
причислены к податному сословию и получило наименование однодворцев, или государственных крестьян.
Жители, состоявшие в крепостной зависимости, т.е. владельчес-кие, прозывались на юге Московии цуканами. Это не столько соци-альное обозначение, сколько кличка, порой обидная, хотя и объяснимая: по особенностям выговора. Цуканы в боль-шинстве своем - поселенцы позднего времени, в отличие от коренных жителей - однодворцев. В XVII веке, когда окончательно утвердилось поместное землев-ладение, жалованные земли по Зуше, Неручи, Быстрой Сосне, более плодородные, чем в замосковных местах, заселялись крепостными, переведенными отовсюду, выходцами из Алексинского, Лихвинского, Белевского уездов. На новые места переводили семьями, но бывало и целыми де-ревнями. Новосёлы (или - новики) иногда отличались непривычными повадками, каким-то гортанным выговором, были вынос-ливы в работе, но необычайно шумные. Их дразнили "гагаями". В старых деревнях это различие чувствовалось вплоть до наших дней.
Среди цуканов много людей мастеровитых, владеющих ре-мёслами, чем особенно выделялись бывшие дворовые (барская обслу-га). Они и жили этим, так как земля из общины дворовым после 1861 года, как известно, не выделялась. Иные из прежних барских пови-дали свет, кое-чему научились около господ. Однодворцы не в пример им - консервативнее, стойко держались за патриархальные привычки. Найти какую-нибудь старинную вещь, или записать древние обряды, песни, скорее всего можно в быв-ших однодворческих сёлах. Выговор однодворцев в наших деревнях подчеркнуто "акающий", из группы рязанских наречий, с характерным "якающим" окончанием. :) Помещичьи крестьяне и дворовые люди, напро-тив, привезли с собой язык, отдающий канцелярско-московским от-тенком, более книжный. Хотя тоже с южно-русскими элементами, приглушенными согласными звуками и т.д.
В тургеневских местах однодворцы слыли домовитыми, аккуратными, одевались чисто и не без форса. Двор строили укромно, любили вы-сокие плетни и каменные заборы. Крепостной мужик, напротив, стро-ился кое-как, всё у него в хозяйстве было настежь, на обзор про-хожему. "Цуканы" более неприхотливы в пище: пироги одного-единс-твенного типа, мясо без затей - кусками, овсяной кисель, редька, полба, а позднее - картошка. Полба - почти забытая теперь пшеница-спельха, иначе - прими-тивная пшеница. Её выращивали начиная с каменного века, а в наши места она попала более двух тысячелетий назад, по-видимому, из южной Германии. Помните как у Пушкина: "...есть велел варёную полбу..".
Постепенно от полбы в наших краях отказались: урожай-ность невысокая, пшеница эта плохо вымолачивалась из колоса. Её заменяли более выгодными сортами. Но теперь, как говорят, агроно-мия вспомнила о полбе и непрочь её возродить. По разным причи-нам. Не в последнюю очередь из селекционного интереса. Белков, минералов и витаминов в полбе больше, чем в культурной пшенице. Она устойчивее к заболеваниям, вредные насекомые и грибок ей не страшны - значит, можно не применять химию и выращивать экологи-чески чистый продукт.

Однодворческие женщины, в отличие от крепостных соседок, хорошо готовили. Стол у них, хотя и небогатый, но разнообразный. Есть такие забытые кушанья, которые можно пробовать только в однодворческих семьях. Например, саломать. Это род сладковатого теста, в некото-ром роде кашица из проращенного и перемолотого зерна, пожиже раз-мазни. "Ливенцы саломатой мост обломитли" (В.И.Даль, т.4, с.130), т.е. ехали встречать воеводу (или баскака?) и везли в подарок по горшку саломаты с каждого двора. Наша однодворческая саломать проста в изготовлении. Муку обжаривают на сале, или растительном масле, а потом заваривают кипятком. Едят с солью и маслом. Несом-ненно, пища восточного происхождения. У мусульман есть похожее ритуальное блюдо, которое готовят в ночь под праздник "навруз" - мусульманский Новый год. Не следует забывать, что, по свидетель-ству ученых, ещё вятичи в наших местах в X-XI веках долго жили вместе с половцами, хазарами и другими кочевыми народами.
Очень самобытно выглядело праздничное угощение у ливенских однод-ворцев. Садились за пустой стол, покрытый чистой холщовой скатертью, хо-зяйка тут же выносила блюдо с нарезанным тёплым хлебом-ситником, политым коровьим маслом. Память о "поклонении хлебу". А хозяин - обносил гостей. Пили из одной чарки. Следующая перемена - холодец, залитый домашним квасом, на манер окрошки. А уж потом ставили другие закуски, смотря по зажи-точности. Но обязательными были жирная лапша и молочная каша на десерт. Индейки и гуси разводились главным образом однодворцами, а уж потом распространились в другие деревни.

Известный литературный критик В.П.Боткин как-то вместе с А.А.Фетом проезжал по деревням Ливенского уезда, до речки Ти-м, где у Фета была мельница. Боткин с восторгом писал потом И.С.Тургеневу: "Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеж-дах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и прова-кантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девуш-ках" 3).
Между барскими крестьянами и однодворцами у нас издавна су-ществует взаимная ревность и соперничество. Эта "полемика" существовала издавна. Дочерей однодворцы не любили от-давать за бывших крепостных: дескать, лежебоки, ни деревца около дома, а окна вечно без стёкол, затыкаются подушками. Природный цукан со своей стороны укорял однодворца: и хитер-то он, и скуп, склонен к барышничеству. Но то и другое, конечно, в значительной степени преувеличилось.

Незадолго до 1917 года однодворцы в наших местах оказались в более трудном положении. Барские крестьяне имели хоть какой-то общинный надел. А однодворцы так раздробились, что у иных семей остался лишь клок огорода. Хаты на усадьбах лепили одну к другой. Обеднели настолько, что появился "отхожий промысел": ездили на юг побираться, просить "на погорелое". Молодежь отправлялась в горо-да на заработки. Мои земляки, городецкие, хутор-лимовские, куту-зовские мужики Малоархангельского уезда через одного работали на Добассе, по преимуществу на шахтах. Не раз приходилось встречать Рыбиных и Карловых где-нибудь на Алтае, или в Томске. И всегда выяснялось: отец, или дед, выходец из Орловской губернии.

Примечания

1)Ткачёва Н.К.Однодворцы XVIII века в отечественной историографии. Ежегодник "История и историки". М.Наука, 1975, с. 281-299; Белявский М.Т.Крестьянский вопрос в России накануне восстания Пугачева. М.1965; Новосельский А.А. Распостранение крепостнического землевладения в южных уездах Московского государства ("Исторические записки", 1938. N 4); Фет А.А. Воспоминания. М.1983, с.246; Большая Советская Энциклопедия. Том 18. М.1974, с. 311.
2)Иванова Л.Н. Деревня, которой нет. По следам героев И.С.Тургенева. Тула, 1991; Иванова Людмила. Родине поклонитесь. По следам героев И.С.Тургенева. М.1993;Сучков Сергей. Путешествие к однодворцу Овсянникову. Литературная Россия, 1981, 3 апреля, N 14.
3)В.П.Боткин и И.С.Тургенев. Неизданная переписка. 1851-1869.Academia. М.-Л.1930, с.207-208
Востаннє редагувалось 18 липня 2018, 22:41 користувачем Tiutunnyk, всього редагувалось 1 раз.
Слава Україні!!!
------------------------
kampot.org.ua
Аватар користувача
Tiutunnyk
Повідомлень: 50
З нами з: 18 червня 2018, 20:09
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 22 рази

Re: Література, джерела про однодвірців

Повідомлення Tiutunnyk »

Из того, как жгло степи московское правительство в 1571 году, можно заключить, что южная половина Тульской губернии, почти вся Орловская, вся Курская, Воронежская и юг Тамбовской губернии оставались тогда еще совершенно незаселенными. Едва ли не первыми сколько-нибудь значительными поселениями в этой пустыне были укрепленные стоянки московских войск. В шестидесятых годах XVI в. укрепляются, таким образом, Орел, Новосиль и Данков. В восьмидесятых и девяностых годах возникают, тоже на местах воеводских стоянок, Ливны и Воронеж, Елец, Кромы и, наконец, передовой пост южной К., Белгород. Естественно, что большая часть населения, появляющегося во всех этих местах, состоит на первых порах или из служилых людей или из лиц, которых правительство спешит привлечь к военной службе; вместе со службой, правительство требует от поселенцев занятий земледелием, как на их собственной, так и на казенной пашне; в противном случае, ему пришлось бы посылать военным колонистам "хлебное жалованье" из Москвы. При этих условиях возникает на южной окраине тип "однодворца", соединяющего черты служилого человека и пахотного крестьянина. Участки, отведенные однодворцам в надел, долго остаются без всякой другой рабочей силы, кроме самих хозяев. Только мало-помалу, и конечно, чем южнее, тем позже, начинает селиться на однодворческих землях крестьянское население.

https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Колонизация_России
Слава Україні!!!
------------------------
kampot.org.ua
Аватар користувача
Tiutunnyk
Повідомлень: 50
З нами з: 18 червня 2018, 20:09
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 22 рази

Re: Література, джерела про однодвірців

Повідомлення Tiutunnyk »

НАРОДНОСТЬ ОДНОДВОРЦЫ / ОЛЕГ ШАТУХ

Среди народов и народностей Отечества однодворцев как субэтнос русского народа долго не замечали. В России о них говорили больше как о сословии, в которое включили даже часть польской шляхты, не сумевшей доказать своего шляхетства. Что же до этнографии, то их рассматривали в числе великороссов, представлявших основную часть сельского населения России.

После ликвидации сословия их потомков продолжали именовать однодворцами, подразумевая их особый, исторически сложившийся этнотип русского народа. Причем если до 1917 г. восточных славян рассматривали как единый русский этнос, то после – русскими оказались одни великороссы. Малороссы получили название украинцы и, как и белорусы, стали рассматриваться как самостоятельные этносы. Украинские же этнологи прилагают массу усилий, чтобы выявить несходства внутри некогда триединого народа, а государство, готовое отдаться Западу, игнорирует общность восточнославянского этнографического единства.

Не намного лучше этнополитика и в России, где сами русские оказались среди наименее защищенных этносов. Переселение из мест традиционного проживания народностей в город и заселение этих территорий пришлыми этносами приводят к замещению, смене уклада и культурному перерождению населения. Тем не менее среди великороссов, а ныне русских, можно различить не менее 30 этнографических групп. Наиболее известные субэтносы русских – казаки, поморы, полехи, мещеряки, сибирские старожилы и старообрядцы. При всей их этнокультурной разности однозначно, что характерные особенности русских возникали при расселении славян в Восточной Европе и развивались в процессе формирования восточнославянской государственности при освоении новых земель и вхождении в единое государство других народов.

Образование сословия однодворцев
Однодворцы как субэтнос возникли из служилых людей, которые представляли лично свободное военное сословие, включавшее в основном детей боярских и казаков, несших гарнизонную и пограничную службу в XVI и XVII вв. на восточной и южной границах Московского государства. Среди казаков было много выходцев с Дона и запольных речек (Северский Донец, Хопер, Медведица). Поскольку донцы хорошо знали Поле и военное дело, их охотно брали на городовую, казачью и станичную службу.

Служившие дети боярские часто не имели вотчин и были бедны. Поместья за службу имели в основном дворяне, присланные для службы на украйну государства. Позже на месте службы в Порубежье стали выделять земли и для низших служилых людей. Потому служилые укрáинских городов были и воинами, и земледельцами.

Слово «однодворец» – владелец одного двора – впервые употреблено в указе 1714 г. Именно тогда их поместья приравняли к вотчинам и даже допустили продажу. В указе о проведении переписи 1719 г. слово «однодворец» применили уже ко всем служилым низших разрядов.

При Петре I южная граница России значительно расширилась к Крыму и стратегическое значение городов Белгородской и Изюмской оборонных линий утратилось. Служилые оказались не у дел. К тому же Петр занялся формированием полков нового строя. Регулярная армия росла на глазах. Большинство рекрутов набирали из крепостных и холопов, при этом отличившиеся на службе могли получить унтер-офицерский чин и даже дворянство. В конные полки, в драгуны и рейтары набирали уже не детей боярских, а однодворцев (служилых, не включенных в дворянство из-за бедности или отсутствия грамот, подтверждающих «древнее» (допетровское) дворянство.

Однодворцы в ландмилиции
С 1723 г. с однодворцев уже взимали сбор для содержания регулярной армии, точнее ландмилиции (пограничного войска), личный состав которой набирался из тех же однодворцев. Ландмилицию, находящуюся на укрáинской линии, именовали укрáинской. Она принимала участие во всех русско-турецких войнах времен Анны Иоанновны, а позднее и Екатерины II. В 1771-1786 гг. шла постепенная ликвидация ландмилиции, полки переформировывались в армейские. При этом многие однодворцы добились признания дворянского статуса, причем «древнего», а оставшиеся сохранили право «отыскивать дворянство».

В составе Екатеринославского казачьего войска
В условиях начавшейся Русско-турецкой войны, по указу Екатерины II 1787 г., однодворцы вошли в состав Екатеринославского казачьего войска, сформированного по образу Донского. Это был особый казачий корпус, состоящий из конных и пешего полков. Русское правительство учло, что несение казачьей службы всегда было престижным в Малороссии и на Юге России и разрешило записываться к войску всем желающим, кроме крепостных крестьян. Так в войско включили старообрядцев, мещан и цеховых Екатеринославской, Вознесенской и Харьковской губерний. В 1788 г. была создана Екатеринославская армия, включавшая и казачье войско.

Во главе войска вместе с донской старши́ной нижних чинов стоял донской атаман Матвей Иванович Платов. Под его руководством войско, называемое еще Новодонским, покорило турецкие крепости Очаков и Измаил. Новодонцы не посрамили славы своих предков: хорунжие Леон Гречишкин из Ново-Айдарской и Дмитрий Трунов из Боровской слободы отмечены в «Росписи отличившихся» «храбростию на штурме Измаильском». О личностях других земляков – участников Русско-турецкой войны – нам пока неизвестно.

По окончании войны в 1791 г. казаков полка вернули в прежнее сословие однодворцев. В «Перечневой ведомости» 1792 г. обозначено число однодворцев в Бахмутском и Донецком уездах, населены однодворцами и слободы Славянского уезда, среди которых Веревкина, Берека, Шебелинка и Лозовенка, относящиеся ныне к Харьковской области. И все-таки наибольшее их число проживало в западной части Воронежской губернии, в Задонском, Воронежском, Землянском, Нижнедевицком и Коротоякском уездах.

Статус однодворцев закреплялся указом, тем не менее значительная часть бывших казаков не пожелала примириться с новым положением и в 1800 г. обратилась к государю императору «с всеподданнейшей просьбой» о возвращении им казачьего звания и дозволении переселиться на Кавказ, чтобы нести там казачью службу. Просьба была рассмотрена, им «возвратили казачье звание». Многие из них переселились на Кавказскую линию с семьями и там основали станицы: Темижбекскую, Казанскую, Ладожскую и Тифлисскую. В частности, станица Тифлисская заселялась переселенцами из Старобельского уезда, а станица Воронежская – из Славянского. Особый конный полк, составленный этими казаками, был в составе Кубанского казачьего войска и назвался Кавказским.

После Русско-турецкой войны
После покорения Крыма военной угрозы со стороны степи уже не стало и оставшиеся в слободах новодонцы продолжали осваивать непаханые земли Дикого Поля. Тем не менее свойства характера и природа потомков служилых людей не оставались без внимания Русского государства. Особенно ценилась их способность к военной службе. Однодворцы по-прежнему составляли костяк русской армии. Большинство унтер-офицерского состава было именно из них. Многих определяли на службу в гусарские полки. В частности, в книге «Воронежское дворянство в Отечественную войну» есть интересные данные по Старобельскому уезду. Там приведено количество однодворцев по каждой из слобод, призванных в связи с Отечественной войной 1812 г. К сожалению, имена воинов-участников этой войны, как и многих других войн, пока не открыты.

После победы России в войне с Наполеоном театр военных действий вновь переместился на Кавказ. Кубанскому войску для усмирения горцев понадобилось пополнение, и оно снова пришло от однодворцев.

Возможности восстановления во дворянстве
С 1801 г. при наличии грамот восстановить дворянство было несложно. Потомки московских порубежных ратников бережно хранили и передавали их детям вместе с ностальгией о допетровских временах, а попытки уравнять однодворцев с крестьянами почитали за бесчестье. Своих дочерей выдавали только за однодворцев своей или других слобод. Временами хлопотали о том, чтобы их не смешивали с крестьянством и причислили к дворянам.

В конце концов император Павел I предоставил им право «отыскивать и доказывать потерянное предками дворянское достоинство». Увы, чем дальше от столицы жили потомки служилых, тем меньше шансов было на удачу. Едва ли однодворцы Шеховские, Аненковы, Оболенские, Пушкины и прочие, жившие в слободах Подонцовья, имели реальную возможность получить дворянство; неспокойные и нелегкие времена пережили они на дальней «украйне», чтобы сохранить грамоты или добиться дворянства службой. Так или иначе, в ревизской сказке 1850 г. однодворцы уже записаны как «казенные крестьяне», в 1858 г. – как «государственные крестьяне».

Перемены в отношении к этносам
Капиталистические отношения стирали не только сословные, но и этнические особенности населения. Титульная нация государства входила в свой кризис. Отстаивание великороссами собственной народности нередко именовали шовинизмом. В советский период слово «великороссы» заменилось на «русские», а «малороссы» – на слово «украинцы», никогда прежде не бывшее самоназванием этого этноса. Более того, государство не обращало внимания на отличия народностей внутри каждого этноса. Однодворцев среди русских могли определить лишь этнографы.

Тем не менее областями традиционного расселения народности однодворцев по-прежнему являются преимущественно Белгородская, Воронежская, Курская, Орловская, Тульская, Рязанская, Брянская, Донецкая, Луганская, а также Харьковская. В частности, на Донетчине потомки однодворцев, точнее, этнические однодворцы, проживают в Славянском районе. На Луганщине это Боровское, Трехизбенка, Новый Айдар, Старый Айдар, Краснянка, Бахмутовка и др.

Несмотря на исторические катаклизмы, самосознание однодворцев как одной из народностей русских живо до нашего времени. Факты, подтверждающие это, существуют в современном устном народном творчестве, в частности, в анекдотах однодворцев, чертой характера которых и поныне является чувство юмора:
«Боровщанина вместе с другими советскими солдатами взяли в плен. Фашист спрашивает у каждого из пленных национальность и действует по приказу: одних отправить в концлагерь, других расстрелять, а боровщан – бить в морду и отпускать. Доходит черед до боровщанина. «Ты кто?» – спрашивает фашист. Боровщанин смотрит ему в глаза и с достоинством говорит: «Ну чиго там!…Ляпи!».
А вот пример духовной преемственности. Первоначальные границы Белгородской епархии, учрежденной в 1667 г., включали не только курские, белгородские и слободско-украинские земли, но и «новоназдаемые за Чертою грады», в числе которых и Боровской. Этот факт свидетельствует о духовном единстве верховых донских казаков и служилых южно-русских земель, входивших в Белгородскую епархию, с которых шло основное заселение донских городков Подонцовья.
В одном из этнографических очерков о жизни крестьян Харьковской губернии сообщается, что «Селение сначала было расположено вблизи Донца. Донецъ въ то время имелъ другое направление и былъ не широкою рекою, а когда сталъ увеличиваться и, изменивъ русло, заливать жилища, то жители перешли дальше отъ реки, къ востоку версты на две, куда въ 1730 г. была перенесена и церковь». Но и после этого святое место на берегу Донца, где изначально стояла первая Боровская церковь, забыто не было, и «на месте городка, появилось в те годы кладбище». Причем «Благоговение жителей к святости прежнего места и уважение к могилам предков долгое время ежегодно вызывали жителей новой слободы – с крестным ходом посещать старую родину и творить там поминовение об усопших». Интересно, что даже в нынешнем Боровском, когда говорят, что «понесли на кладбище», иногда употребляют старинное выражение «п’нясли на гарадок».

Однодворцы, представлявшие наиболее многочисленную часть русских, по сути, являлись знаковой народностью России. Именно они, лично свободные воины и земледельцы, кормившие и защищавшие Русское государство, покорявшие необжитые дикие земли, были элитой народа, твердо стоявшей на основах православия и передававшей из поколения в поколение особенности русского быта, традиций и культуры. Именно они, однодворцы, в своем устном народном творчестве – сказках, поговорках и обрядовых песнях – сохранили характерные образы древней и христианской Руси.

Олег Шатух
Слава Україні!!!
------------------------
kampot.org.ua
Аватар користувача
Tiutunnyk
Повідомлень: 50
З нами з: 18 червня 2018, 20:09
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 22 рази

Re: Література, джерела про однодвірців

Повідомлення Tiutunnyk »

"Брокгауз и Ефрон":

"Четвертными крестьянами называется разряд бывших государственных крестьян, до реформы 1866 г. официально именовавшихся однодворцами. Разряд однодворцев образовался из служилых людей, детей боярских и, преимущественно, низших разрядов — казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщиков, воротников и засечных сторожей, селившихся в XVI и XVII вв. на восточной и на южной границах Московского государства, для защиты его от ногайских и крымских татар.Служилые люди низших разрядов в Московском государстве получали денежное жалованье и корм натурой; поместья же за службу отводились дворянам и детям боярским; но так как доставлять продовольствие натурой для значительного войска, оберегавшего юго-восточную границу, было затруднительно, и наемные служилые люди, не заинтересованные лично в охране границ, исполняли сторожевые и другие службы небрежно, то правительство пришло к мысли давать землю для содержания не только высших, но и низших служилых людей, назначаемых для охраны границы, и отводить ее им близ последней. Служилые люди украинских городов были, поэтому, и воинами, и земледельцами. Поместные их участки, в общем, были столь незначительны, что большей их части не представлялось ни надобности, ни возможности обрабатывать землю крепостными людьми; каждый селился, поэтому, на своей земле не многими, а одним двором, и при обращении в гражданское состояние украинские служилые люди получили на этом основании наименование однодворцев. Обращение их в крестьянское сословие последовало в то время, когда южная граница государства отодвинулась далеко в степь, и служилые люди, поселенные между тульской оборонительной линией (направление Шацк-Тула-Брянск-Путивль) и белгородской (Козлов-Коротояк-Белгород-Ахтырка), оказались уже не на границе, а внутри страны; вместе с тем оборона границ возложена была на регулярное войско. Согласно росписи 1672 г. (в которую не вошли сведения о 10 городах), в 18 северных украинских городах (Тульской и Калужской губерний) находилось 30 9 0, а в 58 южных — 39560, всего 42650 служилых людей; нужно думать, что это только главы семей и что в их поместьях, кроме женщин, находились и мужчины. По крайней мере через 70 лет, во время второй ревизии, потомков этих служилых людей — однодворцев (вместе со старых служб служилыми людьми) насчитывалось уже 453 тыс. мужских душ; при 3-й ревизии (1761-65 гг.) их было 527 тыс. душ, при 8-й ревизии (1833-35 гг.) — 1238 тыс. душ."
Слава Україні!!!
------------------------
kampot.org.ua
Аватар користувача
Tiutunnyk
Повідомлень: 50
З нами з: 18 червня 2018, 20:09
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 22 рази

Re: Література, джерела про однодвірців

Повідомлення Tiutunnyk »

"Однодворцы - социальный класс, возникший при расширении на юг Московского государства и состоявший из военизированных земледельцев, живших на окраинах Московского государства и обязанных нести охрану пограничья.

Родом однодворцы были из северных регионов России и несли в чернозёмной зоне элементы северной культуры (сарафаны, кокошники).
На образование однодворческого говора влияли московский, западнополесский, орловско-калужский и восточнорязанский говоры, хранившие старые "степные" особенности, литовские говоры через выходцев из-за западного рубежа.
Фактически занимали промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами, но не слились ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие их культурно-бытового типа. Правительство давало однодворцам небольшой земельный участок и одну семью (двор) крепостных крестьян для его обработки. Владели землёй по праву четвертного владения. После упразднения сословия, стали одноимённой этнографической группой русских.

Потомки служилых людей, несших дозорную и сторожевую службу на южной границе в XVI - XVII вв., не успевших приобрести права дворянства.
Класс однодворцев формировался из боярских детей, стрельцов, казаков, солдат, пушкарей, обедневших дворян. Со временем, вследствие смещения границы государства к югу, служилые люди, поселённые между Тульской и Белгородской оборонительными линиями, оказались внутри страны. Поэтому данная категория была распространена на бывших приграничных землях, в центральночернозёмных губерниях России - Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской.
Категория сформировалась в начале XVIII века. До правления Петра I однодворцы платили «по-дворовый» налог (1679-1681 гг.), Петр I ввёл подушную подать и четырёхгривенный оброк с теми же нормам, что и для государственных крестьян. Однодворцы обязаны были нести пограничную службу в течение 15 лет. Таким образом, однодворцы несли службу как дворяне, а налоги платили как крестьяне (дворяне не платили налоги). Общие земли распределялись по подворному, а не подушному принципу. Подобно дворянам, могли владеть землёй (крестьянам, за исключением отдельных северорусских местностей и Смоленска, это не разрешалось). Землю однодворцы традиционно могли продавать только друг другу. До 1840 года однодворцы могли владеть крепостными людьми, но фактически лишь единицы пользовались этим правом (в 1830-е годы насчитывалось более миллиона однодворцев, а крестьян у них — 11 тысяч); с крестьянами они жили одним двором. Крестьяне однодворцев несли те же повинности, что и их владельцы.
Слава Україні!!!
------------------------
kampot.org.ua
Аватар користувача
Tiutunnyk
Повідомлень: 50
З нами з: 18 червня 2018, 20:09
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 22 рази

Re: Література, джерела про однодвірців

Повідомлення Tiutunnyk »

phpBB [video]
Слава Україні!!!
------------------------
kampot.org.ua
Аватар користувача
Tiutunnyk
Повідомлень: 50
З нами з: 18 червня 2018, 20:09
Стать: Чоловік
Дякував (ла): 3 рази
Подякували: 22 рази

Re: Література, джерела про однодвірців

Повідомлення Tiutunnyk »

Кто такие однодворцы

Однодворцы - крестьяне особой группы, образовавшейся в XVIII в. (в основном в губерниях Центральной России) из потомков мелких служилых людей. Получали за службу землю в количестве, достаточном для одного двора. Были свободны от телесных наказаний, имели сокращенный (до 15 лет) срок воинской службы, но платили подушную подать. Однодворцы владели крепостными крестьянами, но с правом продажи их таким же однодворцам. В 1841-1858 гг. крепостные однодворцы были выкуплены государством. После 1862 г. слились со всем крестьянством.
Однодворцы — класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московского государства для их защиты. При Петре они были записаны в ревизские "сказки", платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.

До петровских реформ к промежуточным сословным группам относились так называемые служилые люди по прибору, т.е. завербованные или мобилизованные правительством в стрельцы, пушкари, затинщики, рейтары, копейщики и т.д., причем их дети также могли наследовать службу отцов, но эта служба не была привилегированной и не предоставляла возможностей иерархического возвышения. За эту службу давалось денежное вознаграждение. Земли (при приграничной службе) давались в так называемые "вопчие дачи", т.е. не в поместье, а как бы в общинное владение. В то же время, по крайней мере на практике, не исключалось их владение холопами и даже крестьянами. В результате Петровских реформ многочисленные мелкие промежуточные группы "старых служб людей" были одним решительным актом лишены привилегий и приписаны к государственным крестьянам.
Поскольку в число однодворцев попали и обедневшие потомки старинных дворянских родов (при Петре I некоторые из них записывались в однодворцы, чтобы избежать обязательной службы), имевшие дворянские грамоты, 5 мая 1801 им было предоставлено право отыскивать и доказывать потерянное их предками дворянское достоинство. Но уже через 3 года повелено было рассматривать их доказательства "со всею строгостью", наблюдая при этом, чтобы в дворянство не были допущены люди, утратившие его "за вины и отбывательство от службы". В 1816 Государственный совет признал, что одного доказательства наличия дворянских предков для однодворцев недостаточно, необходимо еще достижение дворянства через службу. Для этого однодворцам, представившим доказательства их происхождения от дворянского рода, предоставлялось право поступления на военную службу с освобождением от повинностей и производством в первый обер-офицерский чин через 6 лет. После введения в 1874 всеобщей воинской повинности однодворцам было предоставлено право восстанавливать утраченное предками дворянство (при наличии соответствующих доказательств, подтвержденных свидетельством дворянского собрания их губернии) путем поступления на военную службу в качестве вольноопределяющихся и получения офицерского чина в общем порядке, предусмотренном для вольноопределяющихся.
Слава Україні!!!
------------------------
kampot.org.ua
Відповісти

Повернутись до “Однодвірці”

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 3 гостей