УГФ-Український Генеалогічний Форум

Пошук родоводу за прізвищем, за місцем проживання, пошук в архівах, та багато іншого. Приєднуйтесь

Яблунівка (Мала Чернявка), село, Попільнінський район, Житомирська обл, Україна

У цьому селі/Цим селом/Це село

Народився і живу
0
Немає голосів
Народився, але не живу
0
Немає голосів
Жили мої батьки
0
Немає голосів
Жили декілька поколіннь моїх пращурів
0
Немає голосів
Жило більше 7 поколіннь моїх пращурів
0
Немає голосів
Досліджую
0
Немає голосів
Цікавлюсь
0
Немає голосів
Є зв'язок моїх пращурів з цим селом
1
100%
Ваш варіант відповіді
0
Немає голосів
Ваш варіант відповіді
0
Немає голосів
 
Всього голосів : 1

Аватар користувача
 
Повідомлень: 7169
З нами з: 01 березня 2016, 11:52
Звідки: Київ
Подякував (-ла): 5495 раз.
Подякували: 2727 раз.
Стать: Жінка

Яблунівка (Мала Чернявка), село, Попільнінський район, Житомирська обл, Україна

Повідомлення D_i_V_a » 08 липня 2019, 16:12

Яблуні́вка (до 08.04.1963 року Мала Чернявка) — село в Україні, в Попільнянському районі Житомирської області. Населення становить 140 осіб.
Географія
Село розташоване на лівому березі річки Унава.
Дідкі(о)вський, Тишкевич, Садовський, Лукашевич, Домарацький, Денбицький, Білінський, Стефанський, Дименський, Бе(а)рлинський,
Пустовіт, Павленко, Бургала, Борсук, Слабошевський
Онацький
г. Муром - Гостев, Зворыкин, Шелудяков, Пешков?

Аватар користувача
 
Повідомлень: 7169
З нами з: 01 березня 2016, 11:52
Звідки: Київ
Подякував (-ла): 5495 раз.
Подякували: 2727 раз.
Стать: Жінка

Re: Яблунівка (Мала Чернявка), село, Попільнінський район, Житомирська обл, Україна

Повідомлення D_i_V_a » 08 липня 2019, 16:18

У книзі Лаврентія Похилевича, 1864 року видання
Сквирский уезд
Имения поезуитские, принадлежавшие униатским митрополитам и бывшие старостинские
Зображення
Р О М А Н О В К А , местечко при реке Унаве, в 30-ти верстах от Сквиры на север. Два предместья местечка называются Великой и Малой Чернявкой. Жителей обоего пола: собственно в Романовке 804, да на Чернявке Великой 425 и Малой 150. Сверх того 60 обоего пола лиц исповедующих латинство и 10 семейств евреев хлебопашцев. Земли числится при местечке Романовке 1451 десятина, при Малой Чернявке 564 и столько же при Великой Чернявке.
В ХVI веке Романовка считалась городом, пользовавшемся, по привиллегиям королевским, магдебургскими правами. Но уже в следующем столетии, по системе принятой польским правительством относительно Русских (Украинских - поправка D_i_V_a) городов, Романовка, как староство коронное, отдавалась для извлечения доходов разным вельможам, исповедывавшим латинскую веру. Так Сигизмунд ІІІ, вознаграждая военные заслуги князя Николая Рожинского, надает ему в 1591 году грунта, "по спустошенных неприятелями всях". В привиллегии означены урочища пустые над реками Сквирой, Раставицей, Унавой, Ольшанкой и Каменицей; но Романовка в привилегии этой не упомянута.
Люстрация 1646 года об ней делает такую заметку: "Местечко року пршлего зе всеми през Татары спустошенное". А 1622 года говорит, что оно "на самом черном шляху осядло; в нем подданых 20; чиншу жаднего недаią взглендем слободы, абовҌм през обоз, за небожчика пана ЖолкҌвскіего, знесени са".
К староству причислялись города: Жидовци, Ерчики, Ставища, Строков, Буки, Таборов и Сквира, с принадлежащими деревнями.
С 1602 староством владеет графиня София Ходкевич, кастелянша Виленская; с 1616 княгиня Ружинская; с 1640 года 18-го октября Самуил Лащ.
Со времен Хмельницкого до удаления Палия в ссылку, Романовка не имела вельможных старост, а подобно прочим Русским (Украинским - поправка D_i_V_a) общинам, они избираемы были по старинному из среды народа.
Не знаем, к этому ли, или древнейшему периоду времени должно отнести построение земляных укреплений, видимых и теперь вокруг местечка в полуразрушенном состоянии. Как видный пункт польского владычества, Романовка должна была подвергаться нападениям и защите обеих враждебных сторон и должна была укрепиться. В курганах видимых на полях, без сомнения покоятся вместе кости непримиримых некогда врагов.
Романовский замок находится над рекой на возвышенности, называемый ныне Буртами. Он состоял из земляного вала длинной в 437, а шириной от 1 до 4-х сажень, по вершине вала тянулся дубовый частокол. По словам жителей нужно было трижды объехать вокруг замка , чтобы через подъемный мост въехать в самый замок. Признаки дороги ведшей туда, еще не изгладились. Говорят, что из разобраного частокола построены были в 1795 году в городе Сквире присутственные места, в последствии сгоревшие.
По восстановлении польского владычества, в 1730 году староством Романовским владел Казимир Стецкий, каштелян Киевский, в 1765 Антоний Ожга. Произведенная при нем ревизия свидетельствует, что "в Романовке халуп 60, либертованных 5, жидов нема, млынов на Унаве 2 и что поддани платят чинш смотря по имению своему, другие отбывают панщину, платя при том подорожчизну и прядут с дворскаго прадева по одному мотку на год".
Король Станислав Август в 1774 году позволил Александру Рожнецкому уступить сове пожизненное право, князю Иосифу Любомирскому. Люстрация 1789 года говорит: "Романовка, alias Романовъ, всегда называвшаяся мҌстечком, имеет 60 дымов и 10 шляхецких, что мҌсчане хотябы и имҌли какіе-либо права и привиллегіи, но объ них не заявляли, что къ староству причислено 11 селъ и м. Сквира и что староство доставляло доходу 24552 злот. 4 гроша".
В 1814 году все села Романовского староства, по распоряжению правительства проданы польским помещикам. Романовка, низведенная еще старостами на степень села куплена каким-то Иосифом Прибышевским, перепродавшим ее в 1844 году с прибылью Феодору Ромуальдовичу Рыльскому. Но предместья Чернявки куплены другими спекулянтами и ныне принадлежат: Малая Чернявка Льву Билинскому, а Великой 2/3 помещику деревни Лозовика Григорию Грушецкому, а 1/3 двум братьям Викентию и Титу Грудзинским.
По преданию в деревне Романовке было несколько церквей, ныне уже не существующих, но места которых жителями указываются. Так близ Малой Чернявки, при большом яру, где ныне церковное поле примыкает к помещичьему лану, была церковь, которой большую часть прихожан составляли жившие там кузнецы. Там где ныне живет Лука Дидковский, была другая церковь. Близ нынешней Рождество Богородичная третья. Кроме того в Черном лесу над рекой Унавой, где ныне живет крестьянин Александр Кочубей, был польский кляштор или монастырь, признаки которого и ныне видны. В нем жило, по преданию, более 30 монахов и служителей. Разорен этот монастырь еще при Хмельницком. В 1741 году, как видно из визиты, в Романовке была уже только одна церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1702 годуполковником Палием (1-См. визиты Паволоцкого деканата 1741 и 1746 годов.) "Она была съ тремя куполами, дранью покрытыми. Дзвоничка на ступах, на кторей звоновъ 4; цментарь не огродзоный". Прихожан имела 50 дворов в Романовке и 25 в Ставищах. Вообще из визиты видно, что церковь эта, подобно всем тогдашним Русским (Украинским - поправка D_i_V_a) церквам была бедна и скудна имуществом. Она сгорела в 1843 году; а месте ее через десять лет построенна нынешняя деревянная на каменном фундаменте, довольно благовидная. По штатам она причислена к 4-му классу; земли имеет с усадьбой и хутором 38 десятин. В приходе ее состоит также деревня Кошляки.
Для утверждения римских католиков в их исповедании, помещик устроил в собственном своем доме алтарь, на котором по Воскресеньям и праздничным дням отправляет латинское богослужение приезжающий из Новоселицы ксендз. Впрочем, помещик предполагает в скором врени построить особый костел.
Деревня К о ш л я к и лежит при реке Унаве в 3-х верстах Ниже Романовки. Она ныне принадлежи Василию Косовичу и имеет жителей обоего пола242; земли 560 десятин.
Дідкі(о)вський, Тишкевич, Садовський, Лукашевич, Домарацький, Денбицький, Білінський, Стефанський, Дименський, Бе(а)рлинський,
Пустовіт, Павленко, Бургала, Борсук, Слабошевський
Онацький
г. Муром - Гостев, Зворыкин, Шелудяков, Пешков?


Повернутись до Літера Я

Хто зараз онлайн

Зареєстровані учасники: Bing [Bot], Google [Bot]