Чула вже про те, що начебто назва "гайдамаки" та "коліївщина" вигадані.
Чула, що про це говорив хтось "великий" у своїх працях.
Думала Грушевський, а роблячи виписку про село Рогізна у Похилевича, знайшла ось таке
То виявляється ці терміни є вигадками польських письменників?Лаврентій Похилевич у своїй книзі "Сказання..." виданої 1864 року про Рогізну пише таке
Сквирский уезд - Местечка и селения, принадлежавшие в прошлом и текущем столетии разным лицам
РОГОЗНА, село на возвышенной равнине при ручье Рогозне, изобилующем водяным растением аир, по Малороссийски рогоза.
Село отстоит в 8-ми верстах от м. Володарки и простирается на три версты по направлению речки, а шириной в одну версту.
Не смотря на тучность черноземной почвы, пшеница дает худые урожаи, но рожь и яровой хлеб отлично произростают.
Жителей обоего пола: православных 1398, римских католиков 5, евреев 9; земли 2609 десятин, из коей по выкупному договору 1862 года, крестьяне, при содействии правительства, приобрели в собственность 1406 десятин за 54367 рублей.
На полях сельских находятся три древние могилы, из коих самая большая близ урочища изстари называемой Войнина долина. В урочище этом в глубоких ярах, покрытых в давнее время густыми кустарниками и лесами, собирались в 1768 году революционеры, названные польскими писателями гайдамаками и колиями.
После Вишневецких Рогозна принадлежала каштеляну Рыбинскому, служившему при короле Станиславе Августе. Он обременил себя многими долгами, принужден был в конце прошлого века продать это имение Александру Березовскому, внук коего Болеслав Леопольдович Березовский (латин. испов., род. 1834 года), владеет ныне имением.
Церковь во имя Архистратига Михаила, деревянная, построена в 1765 году, на место древнейшей маленькой, покрытой соломой, как по преданию утверждают жители. В 1849 году церковь расширена, поднята на каменный фундамент и покрашена. По штатам состоит в 5-м классе; земли имеет 38 десятин.
А що про це питання говориться у сучасній історіографії?